eterman ([info]eterman) wrote,

От Шнобеля - к Нобелю

Не только беспрецедентно, но и очень смешно.

Итак, Нобелевскую премию по физике за 2010 год получили двое русских ученых, работающих в Англии. Константин Новоселов (ему, если я не ошибаюсь, всего 36 лет)и Андрей Гейм были первыми, кому удалось получить в сколько-то значительном количестве пресловутый графен.

Графен - это вещество, представляющее Он обладает совершенно невероятными свойствами. Судя по всему, он найдет весьма широкое применение. Для этого его необходимо получить. Новоселов и Гейм кое-что для этого сделали.

Меня, честно говоря, заинтересовало другое. Оказывается, в 2000 году Гейм стал лауреатом шуточной Шнобелевской премии, присуждаемой за исследования, "которых лучше бы не было". Тогда Гейм и некий Майкл Берри провели успешные эксперименты "по использованию магнитов для поддержания лягушек в состоянии левитации".

А вот теперь - настоящий Нобель...

Такого, кажется, никогда еще не было.

Прочитать об этом можно, например, здесь:

http://www.lenta.ru/news/2010/10/05/nobelphys/

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

[info]davidaidelman

October 5 2010, 22:00:06 UTC 1 year ago

Читал сегодня.
От смешного до великого...

[info]grihanm

October 6 2010, 04:32:29 UTC 1 year ago

Кстати методология разработанная для опыта с лягушками тоже довольно важна в научном плане. В отличии от кредо шнобеля (мол опыты повторять не надо) этот опыт как раз часто повторяют, для демонстрации технологии (правда не на лягушках), и саму технологию успешно используют.

Те кто выбирают шнобеля - порядочные клоуны надо сказать. Оно конечно весело для стороннего наблюдателя не в теме, но были случаи когда достойных людей обидели (не у всех чувство юмора есть, что поделать). Например: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Его коллега рассказывал что его, уже тяжело больного, эта "шутка" сильно расстроила

[info]eterman

October 6 2010, 10:30:01 UTC 1 year ago

Вы не опасаетесь, что 948 работ за 10 лет - перебор?

"Шнобелевская премия в области литературы (1992) — за публикацию с 1981 по 1990 гг. 948 научных работ (в среднем — по одной работе каждые 3,9 дня)".

[info]grihanm

October 6 2010, 15:47:43 UTC 1 year ago

Это советская система - там академик записан на всех работах, проделанных институтом, находящимся в его ведении.

Стручков основал по тем временам крупнейший в европе кристаллографический центр, организовал в нём круглосуточную работу по сменам, сам на работе часто ночевал. Сам принимал участие в расшифровке сотен рентгеноструктур. Он, в отличие от большинства советских академиков, заслужил быть записанным в каждую из своих статей. Более того, ни одна из 948 статей не была опубликована без того, чтоб он её одобрил (конечно он читал не всё, но оно и не надо - кристаллографическая часть в научной химстатье - это один абзац)

[info]grihanm

October 5 2010, 22:24:41 UTC 1 year ago

"Новоселов и Гейм кое-что для этого сделали."

дали им не столько за открытие графена (о графене говорили много и до них, и даже какие-то образцы делали), а за то, что на своих образцах они сумели измерить уникальные электронные и механические свойства этого вещества. Это было действительно великим достижением.

[info]nnnkv

October 5 2010, 23:11:28 UTC 1 year ago

Ну, все-таки сэр Майкл Берри - уж никак не "некий", a выдающийся физик, фигура гораздо более крупная, чем Гейм :-)

[info]grihanm

October 6 2010, 04:16:23 UTC 1 year ago

уже не более :)

[info]eterman

October 6 2010, 10:25:08 UTC 1 year ago

Спасибо за информацию. С удовольствием прочитал статью и даже посмотрел фильм про левитирующую лягушку. Интересно, можно ли заставить ее изяшно зависать, а не только вращаться?
Со вчерашнего дня Гейм уже более значительная фигура, чем сэр Майкл.

[info]nnnkv

October 6 2010, 13:53:40 UTC 1 year ago

Насколько я понимаю, лягушка просто сильно неоднородный объект (по плотности и магнитным свойствам), поэтому ее трудно удержать в неподвижном равновесии.
По поводу последнего не соглашусь. В науке уровень и положение человека гораздо меньше зависит от полученных им премий, чем в массовом сознании.

[info]eterman

October 6 2010, 13:59:16 UTC 1 year ago

Вероятно, Вы правы.
Про лягушку тоже.
Кстати - до какой степени сильные магнитные поля безвредны (для лягушки)? Я читал, что гипотезу о вреде доказать не удается, но подозрение есть.

[info]nnnkv

October 6 2010, 16:08:39 UTC 1 year ago

Я думаю, что про возможный вред живому организму просто ничего не известно. Даже и про вред от однократного (умеренного) облучения радиацией, в сущности, мало что известно, что уж говорить про магнитное поле в десятки тесла - такого никогда ни с кем не происходило. Майкла Берри говорил, что с удовольствием подвесился бы сам. Но это трудно сделать из-за больших размеров человека. Магнитное поле не нужно делать сильнее, чем в случае лягушки, но устроить его в таком большом объеме очень сложно.
Кроме того, насколько я понимаю, при этом живой организм подвешивается "за мягкие ткани", а кости, диамагнетизм которых меньше, висят на них в поле силы тяжести - в противоположность обычной ситуации, когда организм опирается на скелет. Невозможно предсказать, как это будет ощущаться. Возможны очень странные ощущения, а может быть и боль, это трудно сказать. Но, насколько известно, с лягушкой совершенно ничего не случилось.

[info]eterman

October 6 2010, 16:39:46 UTC 1 year ago

Спасибо. Это очень интересно.
Особенно интересно то обстоятельство, что магнитная левитация - отнюдь не невесомость. Даже физиологически. Не только физически.

[info]laplandian

October 13 2010, 16:53:53 UTC 1 year ago

Если интересует эта тема, очень советую приобрести ниодимовый супермагнит. Очень познавательная штука. Например, вот здесь:

http://www.magnet4less.com

Это мощнейшие постоянные магниты, сделанные из сильнейшего редкоземельного ферромагнитного сплава.

У них поле вблизи поверхности - от 1.2 до 1.5 тесла. Для подвешивания лягушки нужно на породок больше, 16Т, но для почти всех интересных экспериментов полтора тесла более чем достаточно. Мне даже приходило в голову соорудить самодельный циклотрон. В принципе, нужна просто пара таких магнитов, вакуумное оборудование (которое можно добыть Интернете долларов за 300) и кое-что спаять.

Магниты эти выворачивают и раскрашивают картинку в кинескопе на расстоянии больше метра, заметно отталкивают лед, серебро, пламя свечи и прочие диэлектрики, подвешивают графит и висмут. Можно сделать модель поезда на магнитной подушке, лодочку с электролитическим приводом и прочее занятное рукоделие.

Регулярно находиться в сильном магнитном поле не стоит, я думаю. Большого вреда вроде нет, но все же это поле немного потянет эритроциты в одну сторону, а лейкоциты - в противоположную, или что-нибудь в этом роде. Вряд ли такие вещи полезны для организма. И самое главное, предупреждаю: нужно держать эти магниты подальше друг от друга, а также от стальных предметов. Если где-то рядом лежит какая-то железяка, она полетит к такому магниту как пуля. От компьютеров и кредитных карточек надо тоже держать на расстоянии. Легко сотрет.

[info]eterman

October 13 2010, 17:01:51 UTC 1 year ago

Спасибо.

[info]laplandian

October 13 2010, 17:11:17 UTC 1 year ago

Сейчас в Интернете можно всевозможное лабораторное оборудование легко приобрести. Я люблю сооружать разные познавательные штуки и детям показывать.

Миниатюрные чешуйки графена я в принципе тоже где-то видел, но за бешеные деньги, что-то в районе 1000 долларов за сотую долю кв. миллиметра.

[info]eterman

October 13 2010, 17:50:30 UTC 1 year ago

А что с такой чешуйкой можно сделать?

[info]laplandian

October 13 2010, 18:20:33 UTC 1 year ago

1) Я был неправ насчет цен. Сейчас можно купить графен по довольно приемлемым ценам. Вот тут, например:

https://graphene-supermarket.com/home.php

Насколько я понимаю, продают их для лабораторных исследований, но можно придумать, что-то и в домашних условиях. К примеру, просто продемонстрировать, что один слой атомов углерода способен поглощать свет. Можно придумать и разные опыты с нанотехнологиями.

Anonymous

October 6 2010, 06:44:51 UTC 1 year ago

Зато в новостях 9-го канала вчера стоически промолчали об этом событии. Для информации, связанной с Россией, выбрали оговорку министра финансов в каком-то выступлении. МЕСТЕЧКОВЫЙ ПОЗОР.

[info]lemekh

October 6 2010, 23:38:05 UTC 1 year ago

В подвешивании маленьких кусочков диамагнетика в магнитном поле нет абсолютно ничего нового. Я знаю, что в России это даже использовалось в технологических целях (для бесконтактной "чистой" плавки металлических образцов). Новизна только в том, что это лягушка, что представляется бессмысленностью. Про воздействие магнитного поля на живую ткань есть толстые книжки (но результата, кажется нет).

[info]laplandian

October 13 2010, 17:03:13 UTC 1 year ago

Э, нет. В таких устройствах используется электомагнитное подвешивание с помощью переменного тока. Очень легко сделать дома: просто включается достаточно сильная катушка в розетку, и можно под ней подвесить железяку. По похожему принципу работают разные игрушки типа левитирующих глобусов.

См. мой ответ Этерману выше. Можно подвесить графит или висмут над ниодимовым магнитом. Можно также отклонить пламя свечи или подвешенный на нитку лед. Поверхность воды заметно прогибается, если поднести к ней такой магнит. Очень клевая вещь. Только нужно играться осторожно.

[info]laplandian

October 13 2010, 17:13:33 UTC 1 year ago

Хотя, можно и диэлектрик подвесить. Но тогда электромагниты нужны адово зверские, где-то в районе 5 тесла.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…